Поездка в целом очень понравилась. Было реально круто! Если кто не был на Северном Урале, но имел представления о нем, то все равно, это совсем другое чувство.
В аэропорту встретили оперативно, насколько я знаю, только один человек ждал около 30 минут и то только из за того , что рейс из Санкт - Петербурга прилетал на 30 минут позже по расписанию. И один человек ждал этот рейс, так как в машине ехала эта группа. Оперативно загрузились в тёплую машину и сразу с раннего утра тронулись в путь в сторону Ивделя.
По дороге мы останавливались на заправках, где можно было купить кофе и сходить в туалет, что-то купить себе ещё в дорогу . Два раза останавливались на завтрак и на обед. Кафе были хорошие, чистые, и выбор блюд был более чем, и не дорого .
Дорога прошла относительно быстро, хотя, расстояние от аэропорта около 650 км. Аня, наш водитель и гид, была очень любезна, и было сразу видно, что ее работа ей очень нравится, она собственно этого и не скрывала .
Машина была полноприводная, на колёсах стояла новая шипованная резина.
Приехали на базу в Вижае (по дороге, около Вижая, традиционно останавливаются у одного места и все машины стоят, такой местный обычай). Нам показали, где будем ночевать и ужинать. Потихоньку стали знакомиться, в доме (хоть он и без затей) было тепло. Парней поселили отдельно, а девушек отдельно.
Нам протопили баню на берегу реки Лозьвы. Все желающие могли попарится, но простыни и полотенца, желательно, было иметь свои. Это нормально для места, где нет электричества, и энергия есть только от генератора на освещение, а стирка идёт вручную.
Вечером хорошо поужинали, что-то достали из своих запасов, выпили пива и не только... К позднему вечеру коллектив сложился))))
Парни ночью ходили подтапливали дом, где ночевали девушки. Ходили два раза, протопили так, что им реально было жарко.
Утром бодро встали. Позавтракали и начали собираться , инструктора готовили технику, цепляли сани и распределяли технику с санями между участниками похода. Опытным снегоходчикам достались снегоходы с санями, в санях были продукты , топливо и, кто хотел, мог взять все свои вещи. Я лично так и сделал . Желающим выдали очень тёплые зимние костюмы, почти новые, выдали обувь и шлемы. У меня все было своё, и я просто достал это из своей сумки.
Затем распределили пеллетон и двинулись в путь в первые 57 км на базу Елес-Тур (Тур по Мансиски означает озеро).
Пожалуй, это был один из самых сложных этапов, и двигались с большими и частыми остановками , так как девушки, которые пожелали сами управлять снегоходом (две из них по сути в первый раз за руль сели), по началу делали ошибки, но опытные инструктора им помогали и ни разу не проявили раздражение или ещё какой либо негатив, были вежливы и терпеливы.
Со временем дело наладилось, и остановки стали все реже и реже, люди освоились и с прицепами, и со снегоходами, появился ритм.
На базе Елес-Тур, нас встретили радушно, все домики были хорошо протоплены, баня так же была протоплена. Это база, как крохотная Швейцария , настолько все продумано, уютно и красиво . Если бы туалет был не на улице, так вообще райское место. Конечно, тоже генератор и отсутствие связи, но другого никто не ждал, да и не нужно было , отдых от цивилизации был уже больше суток, и все этим наслаждались.
Нам накрыли хороший стол, все было очень вкусно , опять походный повар Мурат был на высоте , все только и занимались, что его хвалили и он тоже с огромным удовольствием делал свою работу и был очень скромен и благодарил нас за то, что мы благодарили его . Безусловно желающие расслабились и выпили увеселительные напитки, но в целом все было культурно и весело.
Все желающие по очереди пошли в баню .
Так как домики были компактные, то уже спали все в перемешку иначе попросту не хватило бы мест, спали в спальных мешках. Многие спальные мешки привезли с собой, но я лично привёз только вкладыш (но им так и не воспользовался), мешки были новыми и чистыми . А в первой ночевки мешки не очень были нужны, так как кровати были застелены, хотя кто-то все равно мешком пользовался.
Утром встали, вкусно позавтракали, пили чай на травах и из шиповника, кто-то сам себе делал кофе, кто-то выпил пива. Все выспались, и настроение было бодрое!
Инструктора подготовили снегоходы, заправили их, отсоединили сани, всех рассадили по технике, и провели тщательный инструктаж.
Началось собственно восхождение на перевал, дорога не близкая, но, как позже выяснилось, вполне ее можно одолеть людям без особой подготовки.
Помимо двух инструкторов в команде были ещё два человека, которые могли подменить уставших (но таких не было) на сложном этапе дороги.
Мы заезжали в Мансийскую деревню, общались с местными жителями манси (на обратной дороге на следующий день кто-то себе на память купил унты и тапочки из оленя) . Так же заезжали в брошенный лагерь ГУЛАГа, где люди работали на рудниках и валили лес. Так же хочу напомнить, что группа Дятлова должна была пройти примерно 350 км за 16 дней и вернуться к месту выхода в посёлок Вижай. Они успели пройти приблизительно 1/4 пути , может, чуть больше.
Река Лозьва - это отдельная песня, красота не бывалая, высокие скалы, в скалах есть глубокие пещеры до 100 метров. Раньше Манси там хранили оленину круглый год, там всегда холодно. Это реально красиво.
Не стоит забывать, что группа Дятлова частично шла и по Лозьве. А это означает , что на каких-то участках наши маршруты совпадали, особенно, перед местом и в месте, где в Лозьву впадает река Ауспия. Именно тут Дятловцы повернули резко влево и пошли вверх по реке Ауспия. Но снегоходный путик шёл прямо, до базы “Ильича”, там мы сделали превал, попили чай , поели бутерброды, кто-то взял с собой какие-то сладости и орехи. Отдохнув, мы взяли курс в гору к высоте 905, это переход в 25 км. Путик узкий поднимается вверх.
Инструктора ещё раз проинструктировали, заново расставили очередность снегоходов, тронулись в путь. По пути был хороший вид на сопки, на маршруте стоял домик где в сезон живут сборщики кедровых шишек, тут же стояло приспособление по отделению кедровых семечек от самих шишек.
Мы остановились, сделали фото и снова тронулись в путь ближе к перевалу.
Этот участок занял много времени и, пожалуй, был самый трудный с точки зрения управления, но не на столько чтоб об этом много писать. Даже девушки справились , хотя, и понервничали немного. Путик в этом году был как ни когда укатан (со слов инструкторов).
Поднявшись на сопку 905, мы снова собрались вместе, дождались последних, так как снегоходов было 11, то это заняло некоторое время. После этого последовал инструктаж, и мы уже двинулись непосредственно к самому перевалу Дятлова. До него осталось всего 1.5 км. Если внимательно изучить маршрут группы Дятлова, то легко заметить, что в каком то моменте они тоже вышли к сопке 905, но затем повернув левее, разбили свой последний полноценный лагерь, сделали и лабаз, где заложили продукты на обратную дорогу, чтобы лишнего с собой на гору Отортен не нести . До последнего лагеря, что потом назовут перевалом Дятлова, остаётся им идти совсем ничего - около 2 километров (и это за весь световой день!). Что-то или кто-то им не дал пройти больше.
Наши снегоходы преодолели последние 1500 метров, и мы оказались на самом перевале, где по старой русской традиции помянули Дятловцев русским напитком, а затем выпили шампанского за преодоление маршрута. Стали фотографироваться и задавать инструкторам- гидам разные вопросы. Они, как могли, на них отвечали и даже спорили сами с собой, по некоторым моментам даже у них не было согласия . Впрочем, как и у многих.
Зимой это место смотрится печально, и свой отпечаток накладывают те события 60-летней давности. Это самая большая трагедия Советского туризма. Посмотрев, где предположительно стояла палатка, становится очевидным, что добровольно они не могли в этом месте поставить палатку, что-то (или кто-то) принудило их это сделать. А в ту сторону, куда они пошли босиком, тоже добровольно не пошли бы, им приказали туда идти в жёсткой форме. Надо понимать, что раньше они тут не бывали и этих мест не знали. В крайнем случае, они бы пошли к лобазу, где была еда, и путь к дому был ближе, а не обратно через перевал возвращаться, если бы они эту ночь пережили. Когда ты это место видишь другими глазами, то рассказы о снежной ловине и огненных шарах смотрятся просто дешевой фантастикой. На мой взгляд, есть только одно объяснение - это версия Ракитина . Версию Ракитина не писал один человек, ее писала группа людей, как минимум 5-6 специалистов по разным профилям и направлениям, просто не может один человек столько знать, много подробностей и специальных знаний в разных областях... Это, определенно, писала группа людей. Да и Ракитина нет никакого, это псевдоним одного из редакторов этого большого и объемного текста , который и выступает как лицо, писавшее это. Ну это мое, пусть будет, некомпетентное мнение.
Итак, перекусив и немного выпив, отсалютовав из ружья 9 выстрелов вверх , мы тронулись в обратную дорогу вниз к так называемой базе “Ильича “. Дорога хоть и долгая, но все вниз.
На базе “Ильича” мы встретили хорошо подготовленную группу на снегоходах из Москвы , которая развела костёр и на нем готовила что-то вкусное, пахло здорово. Они протопили этот домик, мы в него зашли и ещё раз перекусили и попили горячего чая из термосов.
Обратная дорога до базы Елес -Тур прошла под светом фар без приключений, приехали вечером . Повар Мурат сделал опять сытный и вкусный ужин, мясо было подано на сене , я такой подачи раньше в походах не встречал, да и в ресторанах тоже. Все были в восторге и стали фотографировать на память, ну когда ещё такое увидишь - мясо на сене.
Все кто хотел, пошёл в баню, и даже после бани Мурат ещё раз для желающих накрыл стол. Мужчины, да и не только, пили различные вкусные напитки.
Утром выспались как следует, позавтракали кашей с изюмом и сладостями и отправились в обратный путь. Мимо посёлка Ушма, где проживает несколько семей манси . Из маленькой деревянной избы вышел совсем маленький ребёнок и махал нам своей ручкой вслед , было очень трогательно.
Далее путь лежал обратно на Вижай !
Доехали быстро и без приключений, только глухари взлетали почти из под гусениц (так как я двигался вторым за инструктором и двигался достаточно быстро) . Общая длина пройденной дистанции на моем снегоходе оказалась 287 км за три дня, 57 км из которых, я ехал на первой передаче, так как вёз прицепные сани .
В Вижае был вкусный обед с олениной, выпили чая, на столе были сладости для любителей.
Далее все переоделись в цивильную одежду, сдали обмундирование и амуницию, снегоходы. Нас посадили в тёплые прогретые машины и всех отвезли за 80 км в цивилизацию, где появилась связь и электричество, в городок Ивдель.
Там заселили в гостиницу, она очень чистая и опрятная (эта гостиница тоже входила в стоимость тура). Номера двухместные с телевизором, в номере есть раковина с горячей и холодной водой. Номера скромные, но чистые с новым бельем. Туалет и душ отдельно в коридоре, но с этим проблем не возникло.
Уверен, что у всех был крепкий и здоровый сон в тепле.
Утром, кто захотел позавтракал, и машины с 8.15 начали трогаться в город. По дороге плотно позавтракали и к 13 часам пообедали . В Екатеринбург наша машина с гидом Аней приехала к 15 часам с минутами. Она без всяких вопросов всех развезла по разным адресам. Меня отвезли в гостиницу при аэропорте Кольцово. Закинув вещи в номер, поехал на могилу Дятловцев. Но разочаровало, что сами таксисты толком не знают, где она, пришлось опрашивать местных жителей и пользоваться интернетом. Вход на кладбище находится с улицы Гагарина, сразу за металической решетчатой дверью. К сожалению, братская могила находится в запущенном состоянии. Власти ей не занимаются, прямых потомков у ребят не осталось, так как были слишком молоды, а близкие родственники тоже давно почти все умерли. Очень обидно, ведь есть и клубы Дятлова, и сообщества.
Там же в 2013 году подхоронили Юдина, 10-го члена группы, который по болезни остался в Вижае и не пошёл в поход в последний момент.
Такси меня подождало и дальше я поехал в Храм Спаса-на-Крови Екатеринбурга, построенный в центре города, там где раньше был дом инженера Ипатьева. Помолившись в храме, я поехал на том же такси в местный небоскрёб Высоцкий в музей Владимира Высоцкого (он там на первом этаже). Там я узнал, что на 51 этаже есть обзорный ресторан, а на 52 втором этаже есть смотровая площадка. Ресторан я посетил, а площадку - нет. Цены в ресторане оказались очень гуманными, я заказал вкусный салат и запеченную ножку утки.
Хорошо посидев в ресторане, я решил ехать в гостиницу и перед рейсом отдохнуть, но по приезду в гостиницу обнаружил в ней новых знакомых с перевала Дятлова... Разумеется, мы это тоже отметили.
Подводя итоги, могу сказать, что ни минуты не пожалел, что проделал столь сложный путь, впечатлений получил массу.
Отдельное спасибо хочу сказать устроителям этого путешествия компании из Екатеринбурга "Дикий Север" и лично ее руководителю Евгению Свитову, который только мне ответил не меньше чем на 100 вопросов, Анне(его помощнику), нашим инструкторам - Дмитрию и Сергею, повару Мурату .
Написал от души на одном дыхании. Обязательно приеду ещё раз летом на вертолетный маршрут на плато Маньпупунер. Смотрел фотографии они просто потрясающие! Возможно, спущусь по Лозьве летом или посещу старый Демидовский завод на берегу одной из Сибирских рек. Это новый маршрут который предлагает компания "Дикий Север".
Всем удачи и новых приключений!
Александр Севастьянов (г. Санкт-Петербург)
февраль 2019