1. Тур на Маньпупунер: программа
2. Описание программы тура на Маньпупунер 2024-2025
4. Маршрут передвижения по дням
5. Фото из экспедиций на Маньпупунер
6. Отзывы о походе на Маньпупунер зимой
7. Ответы на популярные вопросы
Уточнить цену |
|||||||||||||
Северный Урал, Приполярный Урал; | ||
Регион проведения тура: | Свердловская обл. — Республика Коми; | |
GPS плато Маньпупунер: 62°15′28.44″ С. 59°17′52.8″ В. | ||
Продолжительность тура | 7 дней / 6 ночей | |
Продолжительность снегоходной части тура | 4-6 дней | |
Протяженность маршрута | 420-480 км | |
Цель путешествия | Познавательный туризм, активный отдых | |
Техника (транспорт) | ||
Снегоходы Polaris, Yamaha, BRP | ||
Тип маршрута | Кольцевой, тематический, с активным передвижением | |
Предположительная tºС | днём -5°...-25°, ночью в горах: -15°..-45° | |
Условия проживания | 1 ночь — гостевой дом | |
2 ночь — отапливаемая мансийская изба | ||
3 ночь — гостевой дом | ||
4 ночь — гостевой дом | ||
5 ночь — турбаза | ||
6 ночь — гостиница | ||
Питание | ||
Завтрак, обед и ужин (вариант меню можно согласовать) | ||
Размер группы | 6-12 человек | |
Сопровождение | Гид, шеф-повар (возможен проводник манси) | |
Сложность | Экстрим | |
Возраст участников | от 15 лет | |
Условия путешествия:
полное отсутствие цивилизации, резкие перепады температур, пересечённая и горная местность.
Требования к участникам:
умение управлять снегоходом, преодоление трудностей, коммуникабельность, стрессоустойчивость, работа в команде, отсутствие медицинских противопоказаний для физических нагрузок.
Снегоходный тур предполагает посещение одной из самых известных природных достопримечательностей нашей страны, находящейся на территории Северного Урала, внесенной в список "7 Чудес России" и рекомендованной к посещению туристами — легендарного горного хребта каменных идолов-истуканов, плато Маньпупунёр.
Это уникальный памятник природы, возраст которого более 200 миллионов лет. Он намного древнее, чем египетские пирамиды и Сфинкс, куда старше, чем английский Стоунхендж и римский Колизей. Это самая красивая природная достопримечательность России. Многовековой ансамбль огромнейших каменных столбов-истуканов, стоящих на священной горе, о которых столетиями слагались легенды. Место силы и энергетических аномалий. 40-метровые мансийские болваны, являющиеся священными идолами для всех поколений народов коми и манси. Уникальные и неповторимые.
|
Ролик о туре на Маньпупунер на снегоходах |
На протяжении экспедиции команду туристов-снегоходчиков сопровождают квалифицированные специалисты: руководитель группы и профессиональный гид — бренд-шеф-повар. По желанию участников экспедиции возможно включение в состав группы местного проводника — манси, — который проведёт команду по маршруту в своих угодьях, расскажет о древних преданиях и легендах манси, покажет скрытые от постороннего взгляда мансийские тайники, урочища и святыни.
Посмотреть текущий график снегоходных экспедиций
Всем участникам экспедиции предоставляются надёжные снегоходы. Возможен вариант участия в экспедиции на собственном снегоходе. Используемая для передвижения экспедиции техника: снегоходы POLARIS WIDE TRACK LX, снегоходы YAMAHA VIKING 540 III, снегоходы BRP LYNX ALPINE RANGER, BRP Ski-doo TUNDRA, BRP Ski-Doo SCANDIK, утилитарные и туристические.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ | |||||
В 2008 году столбы выветривания на плато Маньпупунёр заняли пятое место в конкурсе "7 Чудес России" и первое — среди чудес Северо-Западного Федерального округа. С 1995 г. заповедник вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе области «Девственные леса Коми». | |||||
Плато Мань-пупу-нёр: читать подробнее | |||||
Мань-пупу-нёр — википедия | |||||
За время, проведённое в условиях полного отсутствия цивилизации в экспедиционных условиях, путешественники смогут:
Снегоходное путешествие на плато Маньпупунёр проходит в арктических суровых условиях в красивейших, заманчивых и абсолютно глухих местах Северного и Приполярного Урала. Участники экспедиции наслаждаются красивой, малоисследованной суровой природой и красотой зимней тайги. Среди белого безмолвия тайги, при низких температурах, близких к полярным, экспедиции предстоит преодолеть 500 километров снежной ледяной пустыни при сильных морозах со средней температурой от -19° до -23°С, а по ночам доходящей до -50°-55 °С. При продолжительности световых дней всего в 5-6 часов.
Снегоходчики двигаются на мощных надёжных снегоходах по диким, непосещаемым, абсолютно глухим местам, не тронутым цивилизацией. Ночью здесь полыхает северное сияние. Здесь происходят удивительные и непонятные события. Здесь в одиночку боятся передвигаться даже манси. Здесь живут только звери. Это один из самых суровых и недоступных районов Уральского хребта. Край угрюмых гор и дремучих лесов. Севернее города Ивделя, посёлков Вижая и Бурмантово — сплошная тайга: нет ни населённых пунктов, ни дорог, кроме древних мансийских изб, юрт и становищ. К горам подступают непроходимая тайга и замерзшие болота. Всюду северный лес без конца и края — мохнатые крепи елей, лиственниц, кедров и сосен. Загадочная страна Манси-Ма.
Группа следует по заранее выбранному варианту маршрута, передвигаясь в согласованном графике дневных расстояний, соответствующих длительности светлого времени суток. Снегоходный путик (мансийский буранник) проходит по бескрайним снежным просторам северных территорий, приполярной тайге и тундре вдоль Главного Уральского хребта и тянется строго на север. Направление: далёкие священные горы. Цель: Семь великанов Малой Горы Идолов и Плато силы Мань-пупу-нёр. Участникам экспедиции предстоит увидеть легендарные каменные столбы и самим почувствовать всю энергетическую мощь сакральных мест манси — опасных, злых и одновременно манящих своим мистицизмом.
Несмотря на перепады температур, возможные обильные снегопады, ледяные торосы и снежные заносы, встречающиеся на пути, участники экспедиции успешно преодолеют их с помощью умелой организации и слаженных действий в команде.
Проходя по разработанным нами возможным вариантам маршрута, путешественники, самостоятельно управляя снегоходами, совершат очень длительный путь до самого плато Мань-Пупу-Нёр и обратно, преодолеют почти 500 километров трудностей, встречающихся на пути передвижения экспедиции. Побывают в условиях абсолютно дикой зимней природы, где могут наблюдать северное сияние, встретиться с местными таёжными обитателями: волками, куницами, лосями, росомахами, рысью и северными оленями.
Организация путешествия предусматривается по клубным условиям. Каждый участник получает в собственность личную карту участника клуба, дающую право на бесплатное пользование в экспедиции всем клубным оборудованием и снаряжением: шлемы, генераторы, спутниковые телефоны, навигаторы, рации, бензопилы, шатры, палатки, спальники, сани-волокуши и всё прочее необходимое оборудование, в том числе полевая кухня с посудой и всеми её принадлежностями — вся эта амуниция находится в собственности клуба и предоставляется участникам экспедиции на время её проведения абсолютно безвозмездно. Для команды мы создаём очень комфортные и безопасные условия, которые обеспечиваются, в первую очередь, знанием маршрута и местности, в которой проходит путешествие.
Маршрут очень экстремален, но необыкновенно познавателен и интересен. Территория, на которой располагается плато Маньпупунёр, весьма труднодоступна. Этим объясняется тот факт, что о плато наслышаны немногие. Плато Маньпупунёр имеет необычную сильнейшую энергетику. Некоторые на этом месте ощущают чувство свободы, невероятный подъём сил, либо чувство тревоги и страха. Многие из числа побывавших на этом месте отмечают необычность, словно это другой Мир. Столбы выветривания на плато Маньпупунёр в Республике Коми — это одно из 7 чудес России, и с каждым годом все больше и больше туристов-снегоходчиков посещают это необычное место.
Питание команды в экспедиции осуществляется по предлагаемому шеф-поваром меню. В полевых условиях предоставляется ресторанные блюда на выбор: северная кухня манси, ненцев, либо блюда русской охотничьей и рыболовной кухни, или же по предпочтению команды: итальянская, французская, восточная и европейская кухни. Шеф-повар-профессионал, имеющий опыт более уже 15 лет, приготовит самые изысканные блюда и удивит манерой подачи блюд и сервировкой стола даже самых требовательных гурманов-едоков.
Сроки проведения экспедиции согласовываются заранее: даты выездов указываются в графике клубных снегоходных туров и экспедиций. Оптимальная численность группы 6-12 человек, поскольку вместимость туристической базы, а также мансийской избы, в расположении которой остаются путешественники на ночь, ограничена. В случае необходимости состав группы может быть увеличен: на ночёвки снегоходчики могут располагаться в клубных экспедиционных мобильных шатрах.
Для жителей Свердловской области из Екатеринбурга, Пермского края и Перми, Челябинской, Тюменской, Курганской, Омской областей, а также Ижевска, Самары, Казани и Уфы — самостоятельное движение на личных автомобилях до таёжного посёлка Вижай (либо пос. Хорпия, Бурмантово, в зависимости от выбранного маршрута). Прекрасная автодорога, проходящая транзитом через весь север Свердловской области, позволяет доехать до места старта экспедиции на автомобилях. В случае обильных снегопадов состояние грунтовой дороги (г. Ивдель — пос. Вижай) уточняется накануне экспедиции. Время в пути составит 8-10 часов езды (для жителей Екатеринбурга). Расстояние от г. Екатеринбург до пос. Вижай — 630км. Также возможно добраться железнодорожным транспортом: проходящим поездом до станции Ивдель.
ВАЖНО: Для гостей г. Москвы, Московской области, а также г. Санкт-Петербурга существует возможность долететь до федерального аэропорта г. Екатеринбурга рейсовыми самолётами.
Трансфер: Для иногородних команд в аэропорту (или на вокзале) гидами-проводниками клуба "Дикий Север" организуется встреча, и команда в полном составе выезжает в направлении пос. Вижай на клубных автомобилях. Дорога проходит транзитом через промежуточные города: г. Екатеринбург - г. Невьянск - г. Нижний Тагил - г. Кушва - г. Качканар - г. Верхотурье - г. Краснотурьинск - г. Серов - г. Волчанск - г. Карпинск - г. Североуральск - г. Ивдель - пос. Полуночное - пос. Северный - пос. Вижай (пос. Бурмантово / пос. Хорпия). Расстояние переезда (в одну сторону): 620км. Трансфер группы в обе стороны предполагает использование услуг сторонних организаций и согласовывается заранее.
При достаточном запасе времени в экскурсионных целях — для осмотра архитектурных памятников и достопримечательностей — группа может остановиться в любом из вышеуказанных городов.
Маньпупунер: тур на снегоходах | Маньпупунер на снегоходах 2020 | |||
Маньпупунер: путешествие на снегоходах 2020 | Поход на Маньпупунер зимой на снегоходах (видео) |
Свободное время. Общение участников группы. Обсуждение планируемого маршрута. Вечерние индивидуальные дела. Спутниковая связь с цивилизацией. Участникам экспедиции предоставляются спутниковые телефоны Thuraya, связь осуществляется при использовании собственных сим-карт, каждый участник экспедиции использует баланс только своей личной сим-карты. Клубные сим-карты используются только в экстренных случаях, а также при контрольных звонках, связанных с экстренными ситуациями и движением группы по маршруту. Автомобили участников команды находятся на охраняемой парковке базы "Вижай" (либо Бурмантово в зависимости от выбранного варианта маршрута) на протяжении всего времени проведения экспедиции. СПРАВКА: пос. Вижай — самый крайний посёлок на севере Свердловской области, до которого можно доехать на автомобилях. Дальше дорог нет —только направления и вездеходные технологические просеки. В 1930-1980 годах Вижай был населён главным образом сотрудниками ИвдельЛАГа. Посёлок Вижай находится на слиянии двух рек: Вижай и Лозьва, поселок построен в 20-30 годы ХХ века как колония-поселение. Из-за своего географического расположения поселок имел большое значение не только для туристов и путешественников, отправляющихся на север, но и для народа манси, представители которого использовали его как перевалочный пункт при поездках в больницу, в школу с детьми, в магазины на "большую землю" — в г. Ивдель. Общее расстояние движения по трассе от Екатеринбурга: 620 км. |
10:00 Старт экспедиции из поселка Вижай на плато Маньпупунер по направлению к мансийскому поселку Ушме. Пересечение рек Вижай, Тошемка, Ушминка и Лозьва. В позднее осеннее и весеннее время проведения экспедиций (поздней зимой) существует вероятность пересечения на маршруте ещё не замерзших (уже вскрывшихся) горных рек. В этом случае опытные гиды-проводники, используя свои знания маршрута при проведении данной экспедиции, указывают места для переправы снегоходной техники по открытой воде (брод). Подобные ситуации нередки, в связи с чем в первый день передвижения экспедиции предусмотрено преодоление не очень значительного расстояния. В случае старта снегоходной экспедиции из пос. Бурмантово (для подготовленных снегоходчиков это более экономный вариант, но менее комфортный) путешественники не пересекают горные реки, но двигаются на более значительное расстояние — 106 км напрямую по вездеходной лесной дороге до мансийской избы у озера Турват. 13:00-13:30 Обед (согласно меню). Минуем мансийский поселок и двигаемся по реке по направлению к базе Ильича и дальше, по заснеженной тайге — на север. Цель сегодняшнего дня — юрты семьи манси, живущих в самой глуши дебрей Северного Урала — на границе с Ханты-Мансийским автономным округом — у священного озера Турват. В течение второй половины дня снегоходчики пересекают замерзшие реки Ауспию и Лозьву, болота, непроходимые летом, проезжают по лесным дорогам и охотничьим тропам, двигаясь вдоль Главного Уральского Хребта строго на север. Слева, на западе остаётся печально-известный Перевал Дятлова с мистическими склонами горы мертвецов — Холатчахль, рекой Лозьвой и её притоками, текущими с хребтов горы Отортен, горой Хойэква и хребтом Чарка-Нур. В пути путешественники пересекают замерзшие реки: Сульпу, Ахтыл и Малую Сосьву, двигаются минуя горные хребты Мань-Томрат, Котильтомрат и Яныгтомрат по направлению к священной мансийской горе Ялпингнёр с раскинувшимся у её подножия священным для манси легендарным озером Ялпинг-Тур (Турват). 19:00 Прибытие в становище манси (юрты Турват), расположенное на берегу реки Малая Сосьва. Расположение участников экспедиции в тёплом доме. Общение участников группы с представителями малых народностей манси — членами семьи Самбиндаловых. Изучение быта и таёжной жизни малых народностей. 21:00 Горячий ужин (возможен в этническом стиле — из рациона питания манси) согласно предлагаемому меню. Вечерние индивидуальные дела. Ночь в тёплой мансийской избе у озера Турват. СПРАВКА: Озеро Турват — название обиходное. Полное мансийское название — Тагт-Талях-Нёр-ойка-Ялпынг-Тур, что в переводе «Святое озеро Нёройки (покровителя гор) в истоках Сосьвы». Над озером возвышается священный хребет Ялпынгнёр (Нёр-Ойка), с которого стекает священная река Ялпынг-Я (Вижай). Живущие в 6 км от озера в истоках реки Маньи манси Самбиндаловы охотятся вокруг горы, но поднимаются на гору только мужчины, поскольку гора священна, как и озеро. Женщинам даже смотреть на озеро нельзя. Озеро Ялпынг-Тур издавна принадлежало роду манси "Сампильталовых". В обычное время ловля рыбы разрешалась лишь «на котёл» — не более чем на дневное пропитание. Массовый лов рыбы мог производиться только в тяжёлые голодные годы по решению всего рода. Основное средство существования для манси Самбиндаловых — охота. Ходят в лес как на работу. В становище манси до сих пор существуют священные амбары — ялпынг-сумьяхи, лабазы на "курьих ножках". В лесном поселении, у озера Турват, проживает мансийская семья Самбиндаловых, которая ведёт традиционный образ жизни. Озеро Турват (Ялпынг-Тур) для манси является святым. От деда к отцу, от отца к сыну, у манси веками передавались привилегии и обязанности, связанные с сакральным знанием. Появление озера Ялпынг-Тур относится к наиболее ранним событиям в мифологической истории манси и связано с легендой о происхождении земли. Дух-покровитель местных гор Нёр-Ойка (Горный Старик) и Чохрынь-Ойка (Старик-Нож) избрали своим пристанищем истоки великой Северной Сосьвы, обнимающей с двух сторон святое озеро. Их же избрал для жительства род Самбиндаловых — род хранителей этих богов. Манси других фамилий могли связываться с Нер-Ойкой и Чохрынь-Ойкой только через них. Расстояние первого дня снегоходного маршрута: 140 км. |
Восточные отроги Уральского хребта — болота, реки, озера, редколесье и еще раз болота. Поднимающиеся на горизонте горная цепь будет вселять в нас надежду, что мы двигаемся в правильном направлении. В ряде мест мы увидим последствия борьбы человека с природой — это и заброшенная золотодобывающая драга, и увязший навечно в трясине лесовоз и др. Задача дня — дойти до реки Манья и выбраться на «вездеходку», которая раньше носила название "Сибиряковский тракт". Эта дорога названа в честь известного северного промышленника, построившего ее в конце 19 века для перевозки дешевого сибирского хлеба из Западной Сибири в Печорский край. Она тянется через Урал к реке Илыч по так называемому Югринскому проходу через хребет — одному из древних путей через Урал, по которому манси — вогулы — в прошлом ходили на меновый торг к племенам Коми. 18:00 Остановка на ночь: В любом месте Вас ждут скромный деревянный дом (или домики) с минимальным набором удобств. Печка, полати, широкий стол и отдельно стоящая русская баня — вот и весь неприхотливый быт. Туалет на улице. До революции одним из основных занятий местного населения, наряду с охотой, рыбалкой и другими промыслами, была золотодобыча. Издавна она велась старательными артелями или вольными разведчиками. Коренные жители (манси) без всякой корыстной цели указывали старателям на выходы горной породы и на старинные раскопки. После войны советская власть запретила частную добычу благородного металла, но в глухих таежных урочищах продолжали появляться охотники за легкой добычей. В случае раннего приезда на базу участникам будет предложена возможность съездить на речной затон на рыбалку. СПРАВКА: На реке Манье и ее притоках — самые лучшие леса, преимущественно хвойные. Хороший лес является пристанищем зверей и дичи, в реках, текущих среди таких лесов, много рыбы. Гора Манья-Тумп зеленой шапкой возвышается над тайгой и считается священной, связанная с обитанием духов — хозяином гор, леса, лесного зверя… Считалось, что когда божество проникалось добротой к людям, оно сгоняло зверей вниз, в леса, давая тем самым богатый промысел охотникам. Протяженность снегоходной части второго дня маршрута в пути: 60-80 км. |
быть проложенной и не занесённой снегом. При сильных снегопадах участникам экспедиции предстоит утомительная нелёгкая работа по пробивке снегоходной тропы (буранника), которая требует значительных физических усилий и повышенного расхода ГСМ. Для каждой группы, посещающей территорию Печоро-Илычского биосферного государственного оформляется разрешение на посещение заповедника. Движение по территории заповедника на моторизованных транспортных средствах запрещено. Вариант (метод) посещения плато Мань-Пупу-Нёр для каждой группы, идущей под руководством проводников клуба "Дикий Север" согласовывается индивидуально. По прибытии участников экспедиции на плато: отдых в беседке у избы егерей — работников Печоро-Илычского заповедника, пребывание и экскурсия, включающая в себя: Время пребывания на плато Маньпупунёр ограничено: не более 2 часов из-за непродолжительного светового времени суток. Снегоходчикам предстоит обратный путь до базы. На плато в беседке егерской (гостевой) избы предусмотрен горячий обед, предварительно приготовленный шеф-поваром для каждого участника экспедиции. Термооборудование для транспортировки горячих блюд участникам экспедиции предоставляется на клубных условиях. Вторая половина дня: движение группы в обратную сторону через Главный Уральский хребет по пробитой тропе, вдоль ручья и далее по реке Манья до базы золотоискателей Арбынья. 19:00 (20:00) Прибытие на базу. Горячий чай по приезде и обмен впечатлениями. 21:00 Сытный ужин. Банька на берёзовых дровах (по желанию команды, оплачивается отдельно). Вечерние индивидуальные дела. СПРАВКА: Горное плато Маньпупунёр (Маньпупунёр, Мань-Пупу-Нёр, Мань-пупы-ньер, Мань-пупыг-нер) или плато со Столбами выветривания (мансийскими болванами) — это геологический памятник, расположенный в Троицко-Печорском районе Республики Коми России. Каменные столбы находятся на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (с языка манси переводится как «малая гора идолов»), в междуречье рек Вычегды и Печоры. Второе название — «Болвано-из», что с языка Коми — «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны». Останцев на плато 7, высота от 30 до 42 м. Фактически на плато Маньпупунер столбов выветривания больше чем семь просто одна группа из семи столбов стоит кучнее. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды, прежде он являлся объектом культа манси. Координаты плато Мань-Пупу-Нёр: GPS: 62°15′28.44″ С. Ш. 59°17′52.8″ В. Д. С 2008 года Семь столбов выветривания, расположенных на Уральском хребте, были официально признаны одним из Семи Чудес России. Около двух сотен миллионов лет назад на месте плато, где находятся эти столбы выветривания, располагались огромные горы, состоящие, в основном, из слабых пород. Эти породы подвергались воздействию различных природных явлений. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. И только столбы выветривания остались сегодня в первозданном виде. Геологическое название столбов на плато Маньпупунёр — останцы. Их состав, в основном, представлен серицитокварцитовыми сланцами, которые более устойчивы к капризам природы и времени. Геологи считают, что семь столбов выветривания — это скальные кекуры. |
обед-перекус. 15:00 Прибытие на стоянку «изба Ильича» или «база Ильича». Ранее, во времена госпромхозов, это была орехо-промысловая база. Кедровый орех заготавливали в могучем старом кедраче в километрах в пяти от нее. База расположена в живописном месте: вокруг высокоствольный сосновый бор, на реке обширный плес, где когда-то рыбачил сторож геологической партии Ильич. Геологи давно уж покинули эти места, а название места осталось. Дальнейшее движение — по замерзшей реке Лозьва (перевод с коми-пермяцкого: «лоз» — синий, голубой, «ва» — вода). В верхнем течении реки вода действительно чистая, прозрачная. Главный исток берет начало в каровом озере на склоне горы г. Отортен. После 18:00. Прибытие в расположение туристической базы "Елес-Тур". 20:00 Праздничное застолье в честь участников экспедиции. Горячий изысканный ужин от шеф-повара согласно меню. Обсуждение путешествия и общение участников группы. По желанию команде предоставляется баня (не включена в стоимость тура). Ночь в тёплых гостеприимных избах на базе "Елес-Тур". СПРАВКА: Турбаза «Елес-тур», расположенная на берегу озера Ушминское, является самой северной базой Свердловской области. Здесь, в комфортных условиях, можно отдохнуть и набраться сил перед радиальными утомительными выездами по маршруту. Турбаза построена партнёрами клуба в 2012 году. Располагает тремя отдельными превосходными уютными избами, баней, летней и зимней столовыми. Выстроена база с учетом комфортных условий для отдыха в лесу. Существующая инфраструктура: этнические рубленые дома с русской печью, мансийскими лабазами, дровяниками. Удобства (во дворе), вода (из проруби), приготовление пищи на печи. Шикарная гостиная-столовая с большим обеденным столом. Электрическое освещение возможно при условии наличия исправного бензогенератора. Дополнительная информация: Урочище Перевал Дятлова — перевал на Северном Урале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905. Здесь в 1959 году при невыясненных обстоятельствах погибла группа туристов из 9 студентов УПИ, возглавляемая Игорем Дятловым. Тайна перевала всё ещё ждёт разгадки. Трагедия, которая произошла на севере Урала, всё ещё будоражит умы учёных, исследователей, криминалистов и путешественников. Девять студентов, опытных туристов, отправились в зимний лыжный поход. Обратно никто не вернулся. Все умерли в одну ночь. Следствие было закрыто с формулировкой, обозначающей причину гибели как: «Стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии». Ребята погибли от обстоятельств, не имеющих признаков преступления. Но слишком странной была картина гибели людей, а последующие события породили массу вопросов. Это заключение таит в себе больше загадок, чем ответов и не исключает множества версий, гипотез, предположений. Главной загадкой трагедии остается одновременный выход всей группы из палатки, в которой ночевали туристы. Дневной пробег (снегоходная часть): 150 км. |
Мансийское становище "Тресколье". Тресколье (пер. с мансийского: дом у скалистой реки или каменный дом на берегу реки). Поселение расположено в живописнейшем месте напротив хребта Тумп-Капай (пер. манс. «большая гора»). Поселения манси состоит из кямкелей — изб близких и дальних родственников. Постоянные избы отапливаются с помощью чувала — некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекут в особых печах, расположенных недалеко от дома. Участники путешествия смогут своими глазами увидеть эти удивительные постройки, а также рубленые дома с двускатными крышами, печки для выпекания хлеба — нянь-кур, настоящие амбары на курьих ножках и священные ялпынг-сумьяхи, для охраны которых по всей деревне на деревьях развешаны тотемы — медвежьи и лосиные черепа. Пещеры на реке Лозьва. Участники экспедиции смогут побывать в неизвестном до недавнего времени комплексе карстовых пещер, о существовании которых знают лишь немногие специалисты. Наши гости ощутят себя первопроходцами, а, возможно, и обнаружат новый лаз в уже исследованной части пещеры. Так как пещеры расположены в труднодоступном месте, в связи с чем малопосещаемы, поэтому у участников экспедиции имеется масса возможностей для новых находок или открытий. Переезд по накатанному снегоходному пути к броду через горную реку. Выезжаем на берег реки Вижай. Название реки имеет коми-пермяцкое происхождение: «вежа» — «святой», «ай» — отец. Любопытно, что по-мансийски эта река называется Ялпынгъя, что тоже означает «святая река». 15:30-16:30 Прибытие путешественников в точку окончания путешествия — в расположение туристической базы "Вижай". Окончание снегоходной части маршрута. Общее фото на память о нашем путешествии. Развязка саней и распаковка транспортировочных баулов с личными вещами, переодевание из снегоходной экипировки в более легкую одежду. 16:30-19:00 Переезд на машине повышенной проходимости до г. Ивдель (расстояние около 100 км). Заселение в гостиницу. Общий сбор туристов и пешая прогулка до уютного кафе. Ужин и общение гостей. Ночь в номерах. Расстояние пятого дня маршрута на снегоходах: около 80 км. Движение на автомобиле: 100 км. |
Все фотографии сделаны участниками экспедиций при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
Каждая наша команда получает уникальный трек-номер для отображения текущей позиции на маршруте. Всегда есть возможность отследить месторасположение команды, находящейся на маршруте, в онлайн-режиме по ссылке или на главной странице. Посмотрите, как это организовано, на примере команды, отправившейся по этому маршруту 08.02.2021.
Видео отзыв из экспедиции на Маньпупунер на снегоходах | ||
Отзыв из тура на Маньпупунер зимой на снегоходах |
Виталий | ||
Екатеринбург | ||
Поездка понравилась |
Участвовал в экспедиции в марте 2020 | 14.03.20 | ||
Поездка прошла в целом отлично! |
|||
Экстрима хватанули по полной, но тем и интереснее. Размещение на базах «Елес-Тур» и у «Рудика» супер, а вот на «Турвате» у манси, если есть такая возможность, то я бы предложил улучшить, для нашей компании стол оказался слишком маленький и соответственно стульев или табуреток тоже было мало, спальных мест тоже было в обрез. В части питания я бы предложил по возможности использовать одноразовую посуду, и готовить два разных блюда на завтрак и ужин, чтобы был выбор. Да кстати уха на базе у Рудика и шулем из лося на «Елес-Тур» были просто огонь! |
Кит Макдоннелл | ||
Ирландия | Открыть отзыв в оригинале | |
Поездка понравилась | Открыть отзыв с фото в отдельном окне |
Участвовал в экспедиции в феврале 2018 | 05.02.18 | ||
Эпическая экспедиция на снегоходах в сердце сибирской пустыни. | |||
"В первый день, перед тем как сесть на снегоходы, мы смотрели на карты, и на сотни километров вокруг не было ничего. Это было самое невероятное". Первая в истории ирландская команда успешно завершила экспедицию по бескрайним просторам Сибири. В первую неделю февраля 2018 года Кит Макдоннелл, который управляет компанией "Extreme Ireland", а также Дэс Мулвихил, Олье Грин, Гарри МакКан, Дарен Смит и Тэри Ламберт, отправились в изнурительную экспедицию, чтобы достичь отдаленных и поразительных скальных образований Маньпупунер, считающихся одним из семи чудес России. Они были самой первой командой в этом году, которая отправилась в сердце Сибири на поиски знаменитых скал. |
|||
Читать подробнее
Если вы не очень разбираетесь в русской географии, вы, скорее всего, никогда не слышали об этих уникальных столбах. Но после того, как вы увидите их фотографию, вы уже не сможете их забыть. Стоя на высоте 30-42 метров на фоне бескрайних снегов и неба, они являются впечатляющим зрелищем. Местная легенда гласит, что это останки семи самоедских великанов. Рассказывают, что они отправились через Урал, уничтожить Вогульский народ. Когда шаман увидел священные Волгульские горы, он отпустил свой бубен, и все семь великанов замерли на месте. «Мы путешествовали по горам, по замерзшим рекам и лесам по 12 часов в день. Температура в среднем составляла -20 ° C и - 32 ° C в день, когда мы достигли скал», - говорит Кит. «У нас был один день, когда мы на протяжении шести часов поднимались в гору, и снегоходы постоянно застревали. Мы закончили тем, что сделали аварийную остановку в металлическом модуле (кабинке российского национального парка), который был на склоне горы, там мы и переночевали. На следующий день мы направились к скалам, это был 18-часовой рабочий день». Наличие правильного снаряжения было чрезвычайно важно для группы. - "Мы носили много слоев мериноса, носки, леггинсы, две пары перчаток, а затем варежки поверх них, которые были на 100% ветрозащитными. Термический слой и наружная куртка над ним, балаклава и шлем. Это то, что мы носили в течение всей поездки.” Для управления снегоходом требуется хорошая физическая подготовка. Кит говорит: «По шкале от 0 до 10, вам нужно быть 7, иначе вы не сможете наслаждаться этим. Мы были без сил в конце каждого дня. Снегоходы нередко застревают. Ты должен быть физически сильным, чтобы вытащить снегоход самостоятельно». Вы также должны быть достаточно сильны психологически. “Вы не можете разговаривать друг с другом, поэтому весь день находитесь в наедине с собой. Вы должны сосредоточиться на езде. Это не похоже на катание на снегоходах в Швеции или Норвегии, где ровная, размеченная местность. Здесь нет троп, и ты постоянно петляешь по лесу. Вы могли бы пройти через 5 футов снега. Кроме того, это чистая пустота и глушь. Вы никогда не видели ничего подобного. Это напоминает мне Антарктику, где вы двигаетесь, и вы видите гору на расстоянии, вы можете двигаться к ней в течение двух часов, но она не становится ближе к вам. Но чем несчастнее, тем лучше! Это была действительно особенная поездка, эпическое приключение. Это был смех с множеством песен, игра на Сибирской челюстной арфе (варган). Мы совершаем поездки каждый год. В прошлом году мы поднялись на северную сторону горы Дамаванд в Иране, за год до этого, пересекли остров Южная Джорджия в Антарктиде, повторяя путешествие Шеклтона. Мы также совершили множество альпийских поездок, и в следующем году мы отправимся на мотоцикле в Тимбукту в Мали. - У нас было все, что можно пожелать от путешествия. Физически, ментально. И тот момент, когда мы наконец добрались до скал, был просто невероятным. Скалы - стоят на самом открытом месте на горе. Сибирь совершенно плоская, а эта гора возвышается перед вами с этими скалами. Никто не может геологически объяснить, почему они здесь. И на сотни километров вообще нет скал, а потом стоят только эти столбы. Неудивительно, что народы поклоняются им.” |
Дополнительная информация.
Бюджеты вариантов тура на Маньпупунер зависят от различного режима движения группы снегоходчиков, количества дней, требуемых для прохождения маршрута, вариантов экспедиционного меню, а также комбинирования различных услуг, предоставляемых клубом и сторонними организациями.
В целях регулирования общей стоимости тура предусмотрено 5 вариантов проведения снегоходной экспедиции в зависимости от потребностей и возможностей участников команды:
Разработан для тех, кто впервые садится на снегоход, а также для тех, кто за время, проведенное в экспедиции, желает совместить физические нагрузки, требуемые для управления снегоходом с размеренным приятным отдыхом в расположении тёплых туристических баз и становищ, не ограничивая себя во времени, двигаясь без спешки и наслаждаясь достопримечательностями Северного Урала. При этом варианте на посещение плато Мань-пупу-Нёр отводится практически целые сутки (всё светлое время суток). Основные критерии: безопасность и размеренное движение на маршруте. Данный вариант позволяет дольше отдыхать после утомительных переездов и не ставит перед собой задачи экономить средства, потраченные на экспедицию.
График движения экспедиции включает в себя 7 дней движения на снегоходах:
Общая снегоходная часть маршрута составит 454 км.
Для тех, кто хочет насладиться вечерним закатом на фоне каменных столбов и сделать уникальные фотографии и видеосъёмку - возможна ночёвка прямо на плато Мань-Пупу-Нёр в егерском доме - избе Печоро-Илычского заповедника. Данный вариант проведения снегоходной экспедиции включает в стоимость экспедиции услуги туристических баз и изб, согласно действующим тарифам, услуги квалифицированных специалистов: гида-проводника (он же механик) и профессионального шеф-повара. Клубное оборудование (gps-навигаторы, спутниковые телефоны, термо-сумки, армейские бидоны, туристическое снаряжение, прочие кухонные принадлежности), предоставляется участникам экспедиции на безвозмездной основе (бесплатно). Участники экспедиции пользуются (арендуют у клуба) клубными снегоходами, соответственно с установленными тарифами клуба, ночуют в комфортных условиях туристических баз - объектов с существующей инфраструктурой. Для группы шеф-поваром разработано соответствующее для данной экспедиции "ЛЮКС-меню", рацион питания при котором предполагает горячие завтраки, горячие обеды, вкуснейшие горячие ужины. Каждый вечер, после утомительных радиальных выездов, участники снегоходной экспедиции отогреваются в предварительно натопленных избах, парятся в банях, ночью отдыхают в тёплых таёжных избах (модулях), сильно не напрягаются в процессе передвижения по маршруту, преодолевая на снегоходах незначительные расстояния от 20 до 85км в день.
Затраты на экспедицию: медицинская страховка, проживание на базах и в горном лагере у границ Печоро-Илычского заповедника, баня на турбазе Елес-тур, питание и услуги шеф-повара по меню «ЛЮКС», аренда снегоходов и саней-волокуш, полная комплектация экспедиции клубным оборудованием (шатры, бензопилы, спутниковые телефоны, генератор, рации и т.д.), ГСМ, доставка снегоходов, продуктов питания, ГСМ и прочей амуниции к месту старта и обратно, сопровождение шеф-поваром и гидом-инструктором, плата за посещение ООПТ Печоро-Илычского Биосферного заповедника.
Разработан для снегоходчиков, имеющих начальные навыки управления снегоходным транспортом, в хорошей физической форме и желающих посетить плато Мань-Пупу-Нёр не задерживаясь на утреннюю и вечернюю съёмки. При данном варианте на фотосессию и видеосъёмку на плато отведено 1,5-2 часа светлого времени суток. Участники экспедиции останавливаются в расположении тёплых туристических баз и в мансийских отапливаемых избах, но движение на маршруте весьма затруднено из-за глубокой колеи вездеходной дороги и требует от снегоходчиков физических усилий и навыков управления снегоходом. Преодолеваемые расстояния: 22 - 105 км в день. Основные критерии при выборе этого варианта маршрута: наилучшее сочетание стоимости экспедиции, комфорта для ночного отдыха и времени, затраченного на прохождение маршрута. Данный вариант также позволяет располагаться на ночь в комфортных условиях туристических баз, но требует в некоторых случаях движения на снегоходах в тёмное время суток с утра и вечером (в день посещения плато Маньпупунёр).
График движения экспедиции включает в себя 5 дней движения на снегоходах:
Общая снегоходная часть маршрута составит 454 км.
Предусмотрено использование клубного оборудования, предоставляются услуги квалифицированных специалистов-профессионалов: гида-проводника (он же механик) и шеф-повара. Участники путешествия посещают становища манси, плато Маньпупунёр, при этом ночуют в тёплых комфортных условиях на туристических таёжных базах и питаются согласно специально-разработанному меню "СТАНДАРТ". На случай непогоды, поломки техники, пробивки снегоходной тропы после снегопадов, прочих форс-мажорных непредвиденных ситуаций, необходимо предусмотреть дополнительный резервный день.
Затраты на экспедицию: медицинская страховка, проживание на базах и в горном лагере у границ Печоро-Илычского заповедника, баня на турбазе Елес-тур, питание и услуги шеф-повара по меню «СТАНДАРТ», аренда снегоходов и саней-волокуш, полная комплектация экспедиции клубным оборудованием (шатры, бензопилы, спутниковые телефоны, генератор, рации и т.д.), ГСМ, доставка снегоходов, продуктов питания, ГСМ и прочей амуниции к месту старта и обратно, сопровождение шеф-поваром и гидом-инструктором, плата за посещение ООПТ Печоро-Илычского Биосферного заповедника.
Разработан для снегоходчиков, имеющих навыки управления снегоходным транспортом, в хорошей физической форме, выносливых и желающих посетить плато Мань-Пупу-Нёр не задерживаясь в пути. Главная цель: посещение плато Мань-пупу-Нёр. При данном варианте на посещение плато Маньпупунёр отведена большая часть светлого времени суток. Вариант не предполагает пользование услугами комфортной туристической базы, участники экспедиции останавливаются в отапливаемых мансийских избах и балках (в некоторых случаях, при занятых избах, пользуются походным отапливаемым шатром), двигаются на расстояния от 22 до 105 км в день, в том числе и в тёмное время суток. Основные критерии при выборе этого варианта маршрута: рациональное распределение затрат на экспедицию и безопасность движения на маршруте.
График движения экспедиции включает в себя 5 дней движения на снегоходах:
Общая снегоходная часть маршрута составит 358 км.
Передвижение по данному варианту маршрута, в зависимости от состояния колеи вездеходной дороги геологов (пос.Бурмантово-оз.Турват), требует от снегоходчиков значительных физических усилий и концентрации внимания при движении по колеям вездеходной дороги. Данный вариант экспедиции предусматривает использование клубного оборудования, предоставление услуг квалифицированных специалистов-профессионалов: гида-проводника (он же механик) и шеф-повара. Участники путешествия питаются согласно специально-разработанному шеф-поваром меню "СТАНДАРТ". На случай непогоды, поломки техники, пробивки снегоходной тропы после снегопадов, прочих форс-мажорных непредвиденных ситуаций, необходимо предусмотреть дополнительный резервный день.
Затраты на экспедицию: медицинская страховка, проживание в тёплых домах, в избах у манси и в горном лагере у границ Печоро-Илычского заповедника, питание и услуги шеф-повара по меню «СТАНДАРТ», аренда снегоходов и саней-волокуш, полная комплектация экспедиции клубным оборудованием (шатры, бензопилы, спутниковые телефоны, генератор, рации и т.д.), ГСМ, доставка снегоходов, продуктов питания, ГСМ и прочей амуниции к месту старта и обратно, сопровождение шеф-поваром и гидом-инструктором, плата за посещение ООПТ Печоро-Илычского Биосферного заповедника.
Разработан для подготовленных снегоходчиков, имеющих навыки профессионального управления снегоходом, физически подготовленных, выносливых и желающих посетить плато Мань-Пупу-Нёр не задерживаясь в пути. Главный критерий при выборе данного варианта - экономия денежных средств. Участники экспедиции ночуют в тёплых условиях мансийской избы и горного лагеря у границ Печоро-Илычского заповедника.
График движения экспедиции включает в себя 4 дня движения на снегоходах:
Общая снегоходная часть маршрута составит 358 км.
При наличии свободных мест в егерском доме - возможно проведение ночного времени суток прямо на плато Маньпупунёр. Маршрут предполагает быстрое продвижение к намеченной цели и рассчитан на 4 дня проведения экспедиции в условиях отсутствия цивилизации. Это экономичный, но и не очень комфортный вариант проведения экспедиции. Данный вариант экспедиции предусматривает использование клубного оборудования, предоставление услуг квалифицированных специалистов-профессионалов: гида-проводника (он же механик) и шеф-повара. Участники путешествия питаются согласно специально-разработанному шеф-поваром меню "ЭКОНОМ". На случай непогоды, поломки техники, пробивки снегоходной тропы после снегопадов, прочих форс-мажорных непредвиденных ситуаций, необходимо предусмотреть дополнительный резервный день.
Затраты на экспедицию: медицинская страховка, проживание в тёплых избах и в горном лагере у границ Печоро-Илычского заповедника, питание и услуги шеф-повара по меню «СТАНДАРТ», аренда снегоходов и саней-волокуш, полная комплектация экспедиции клубным оборудованием (шатры, бензопилы, спутниковые телефоны, генератор, рации и т.д.), ГСМ, доставка снегоходов, продуктов питания, ГСМ и прочей амуниции к месту старта и обратно, сопровождение шеф-поваром и гидом-инструктором, плата за посещение ООПТ Печоро-Илычского Биосферного заповедника.
Разработан для профессиональных снегоходчиков, эксплуатирующих собственную технику и навыки профессионального управления снегоходом, спортсменов, выносливых физически, желающих посетить плато Мань-Пупу-Нёр не задерживаясь в пути сэкономив при этом денежные средства. Главный критерий при выборе данного варианта - экономия денежных средств и времени, проведённого в экспедиции. Данный вариант не включает в себя предоставление услуг профессионального шеф-повара из штата клубного подразделения питания. Команду сопровождает лишь квалифицированный специалист гид-проводник (механик). Питание в экспедиции при данном варианте формируется из обычных продуктов используемых туристами в походах и экспедициях (макаронные изделия: рожки, лапша; крупы: рис, геркулес, гречка, тушенка, рыбные консервы (шпроты, сардины, сайра), сгущеное молоко, пельмени, курица, полукопченая колбаса местного производства, соленное сало, хлеб, сухари, чай, сахар, печенье) и не предусматривает наличие дорогостоящих продуктов. Участники экспедиции ночуют в тёплых условиях мансийской избы в становище манси Самбиндаловых.
График движения экспедиции включает в себя 3 дня движения на снегоходах:
Общая снегоходная часть маршрута составит 358 км.
Это очень экономичный, но и наиболее дискомфортный вариант проведения экспедиции, требующий от путешественников выносливости, полной отдачи сил, а также движения на снегоходе в тёмное время суток, что не рекомендовано техникой безопасности.
Затраты на экспедицию: медицинская страховка, проживание на базах и в горном лагере у границ Печоро-Илычского заповедника, аренда снегоходов и саней-волокуш, полная комплектация экспедиции клубным оборудованием (шатры, бензопилы, спутниковые телефоны, генератор, рации и т.д.), ГСМ, доставка снегоходов, ГСМ и прочей амуниции к месту старта и обратно, сопровождение гидом-инструктором, плата за посещение ООПТ Печоро-Илычского Биосферного заповедника.
В случае если у участников экспедиции имеются собственные снегоходы, квалифицированные гиды-проводники клуба "Дикий Север" готовы предоставить свои услуги по сопровождению группы на маршруте, а также включить в состав экспедиции профессиональных специалистов. В процессе экспедиции шеф-повар приготовит изысканные блюда и устроит в течение передвижения команды настоящий этнический праздник-трапезу, а профессиональный продюсер-видеооператор выполнит качественную фото- и видеосъёмку Вашей экспедиции и создаст эксклюзивный видеофильм, превратив тем самым пройденный Вами маршрут в историческое событие — легендарное незабываемое путешествие с клубом "Дикий Север".
Также приглашаем в другие зимние туры: | ||||
Тур на снегоходах на Перевал Дятлова | Тур выходного дня по реке Чусовой | |||
и летние туры: |
||||
Экскурсионный тур на Маньпупунер и Перевал Дятлова на вертолете | ||||