В гостях у Манси. Рыбалка. Пещеры. Снегоходный тур.
Этнографическое снегоходное путешествие: "В гостях у Манси Северного Урала. Рыбалка. Пещеры".
Полное название маршрута: Манси. Затерянные в тайге. В гостях у малых народностей Северного Урала. Рыбалка в северных реках. Дикие подземные ледяные пещеры".
Программа проведения снегоходного путешествия рассчитана на 4 дня поездок на снегоходах по северу Урала в мансийские стойбища к представителям народов севера - Манси, а также предусматривает подлёдную рыбалку на дикую речную рыбу северных рек. Кроме этого, группа посетит неизведанные подземные ледяные пещеры, расположенные в скалах по берегам таёжных рек Северного Урала. Передвижение группы осуществляется на снегоходах. Команду сопровождают квалифицированные специалисты: Гид-проводник (механик) и профессиональный шеф-повар. По желанию группы возможно предоставление дополнительного проводника - представителя коренных малых народностей - настоящего манси. Основное питание осуществляется по предлагаемому специально разработанному бренд-шеф-поваром меню. Сроки проведения путешествия согласовываются заранее (указываются в графике клубных снегоходных экспедиций).
Посмотреть текущий график снегоходных путешествий
Команде предоставляются клубные снегоходы. Возможен вариант участия в путешествии на собственном снегоходе.
Используемая для передвижения техника: снегоходы POLARIS WIDE TRACK LX, снегоходы YAMAHA VIKING 540 III.
Регион проведения экспедиции: Северный Урал.
Уровень сложности предлагаемого маршрута – комфортный экстрим.
Цель путешествия: Знакомство с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, позволяющее приобщить современного человека к истокам и традициям древней культуры. Расширение представлений о материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории Северного Урала.
Активная часть путешествия - зимняя рыбалка на рыбу северных рек, составляющую основной рацион питания манси: щуку, хариуса и тайменя, посещение диких, никем не исследованных подземных пещер, образованных в скальных отрогах горных хребтов по берегам рек Лозьва и Вижай.
Путешествие на снегоходах происходит в красивейших и абсолютно глухих местах Северного Урала - на территориях родовых угодий манси, в условиях низких зимних температур. Группа движется по спланированному заранее маршруту. Путь проходит по скованным льдами руслам рек, ручьям и болотам, через крепи северной снежной тайги, по снегоходным тропам, ведущей в мансийские избы и посёлки.
Территория Северного Урала огромна - это один из самых глухих и труднодоступных районов Урала. Край густых таёжных лесов. Севернее Ивделя, посёлков Вижая и Бурмантово - сплошная тайга: нет ни населённых пунктов, ни дорог, кроме старинных мансийских изб, юрт и становищ. К горам подступают непроходимые летом тайга и болота. Всюду северный лес без конца и края - мохнатые ели, мощные кедры, сибирские сосны. Край таёжных охотников манси...
Проходя по разработанному нами маршруту, путешественники совершат путешествие в жилые мансийские поселки Ушма и Тресколье, расположенные вдали от цивилизации, в которых живут представители таёжного народа - манси. Побывают в условиях абсолютно дикой природы, где могут встретиться с местными лесными обитателями зимней тайги: волками, куницами, лосями, росомахами, рысью и северными оленями. Добраться до мансийских посёлков - настоящее приключение - более сотни километров по таёжным тропам.
В этом снегоходном путешествии, для комфортного отдыха и размещения участников, мы предлагаем воспользоваться услугами таёжной туристической базы, расположенной в кедровом бору, насладиться великолепной девственной природой Северного Урала, а также испытать на себе все тонкости и прелести зимней рыбалки на горной северной реке - Лозьве и в её притоках - в местах, где рыбачат рыбаки-манси.
Уникальная и величественная природа, крепкие морозы и снежные насыпи, обилие озер и рек, кишащих разнообразной рыбой, — все это создает оптимальные условия для путешествия на рыбалку в холодное время года. С приходом зимних морозов особенно ценятся здешние места среди рыбаков, которые регулярно наведываются на Северный Урал, на излюбленные и недоступные летом озёра и реки - за трофейной рыбой и приключениями.
На протяжении всего путешествия команду туристов-снегоходчиков будут сопровождать квалифицированные специалисты: руководитель группы и профессиональный гид - Бренд-шеф-повар. По желанию участников экспедиции возможно включение в состав группы местного проводника - настоящего манси, который проведёт команду по маршруту в своих угодьях, расскажет о древних преданиях и легендах манси, покажет скрытые от постороннего взгляда мансийские тайники, урочища и святыни.
Организация путешествия предусматривается по клубным условиям. Каждый участник получает в собственность личную карту участника клуба, дающую право на бесплатное пользование в экспедиции всем клубным оборудованием и снаряжением: шлемы, генераторы, спутниковые телефоны, навигаторы, рации, бензопилы, шатры, палатки, спальники, сани-волокуши и всё прочее необходимое оборудование, в том числе полевая кухня с посудой и всеми её принадлежностями - вся эта амуниция находится в собственности клуба и предоставляется участникам экспедиции на время её проведения абсолютно безвозмездно. Для команды мы создаём очень комфортные и безопасные условия, которые обеспечиваются, в первую очередь, знанием маршрута и местности, в которой проходит путешествие.
Предлагаемый маршрут будет интересен путешественникам ввиду недоступности местности, которая крайне редко посещается туристами, рыбаками и охотниками из-за отсутствия автомобильных дорог. Это абсолютно дикая местность, для которой характерно полное отсутствие цивилизации, манси живут в дальних урманах в полной автономии, в таёжных диких условиях, также как и многие века назад.
Питание команды осуществляется по предлагаемому шеф-поваром меню. В полевых условиях предоставляется ресторанные блюда на выбор: северная кухня манси, ненцев, либо блюда русской охотничьей и рыболовной кухни, или же по предпочтению команды: итальянская, французская, восточная и европейская кухни. Шеф-повар-профессионал, имеющий опыт более уже 15 лет, приготовит самые изысканные блюда и удивит манерой подачи блюд и сервировкой стола даже самых требовательных гурманов-едоков.
Сроки проведения путешествия согласовываются заранее - даты выездов указываются в графике клубных снегоходных туров - экспедиций. Оптимальная численность группы 6-12 человек, поскольку вместимость таёжной туристической базы, в расположении которой остаются путешественники на ночь, ограничена. В случае необходимости, состав группы может быть увеличен - на ночёвки снегоходчики могут располагаться в клубных экспедиционных мобильных шатрах.
Для жителей Свердловской области и Екатеринбурга, Пермского края и Перми, Челябинской, Тюменской, Курганской, Омской областей, а также Ижевска, Самары, Казани и Уфы - самостоятельное движение на личных автомобилях до таёжного посёлка Вижай (либо пос. Хорпия, Бурмантово, в зависимости от выбранного маршрута). Прекрасная автодорога, проходящая транзитом через весь север Свердловской области, позволяет доехать до места старта экспедиции на автомобилях. В случае обильных снегопадов состояние грунтовой дороги (г. Ивдель - пос. Вижай) уточняется накануне экспедиции. Время в пути составит 8-10 часов езды (для жителей Екатеринбурга). Расстояние от г. Екатеринбург до пос. Вижай - 630км. Также возможно добраться железнодорожным транспортом: проходящим поездом до станции Ивдель.
ВАЖНО: Для гостей г. Москвы, Московской области, а также Санкт-Петербурга существует возможность долететь до федерального аэропорта г. Екатеринбурга рейсовыми самолётами.
В аэропорту (или на вокзале) гидами-проводниками клуба "Дикий Север" организуется встреча, и команда в полном составе выезжает в направлении пос. Вижай на клубных автомобилях. Федеральная трасса проходит транзитом через города: г. Екатеринбург - г. Невьянск - г. Нижний Тагил - г. Кушва - г. Качканар - г. Верхотурье - г. Краснотурьинск - г. Серов - г. Волчанск - г. Карпинск - г. Североуральск - г. Ивдель - пос. Вижай. При достаточном запасе времени, в экскурсионных целях - для осмотра архитектурных памятников и достопримечательностей группа может остановиться в любом из вышеуказанных городов.
Маршрут передвижения, по прибытию путешественников в точку старта, включает в себя следующие этапы:
|
- Прибытие на базу в пос. Вижай (дневное либо вечернее время в зависимости от погодной ситуации и состояния дороги Ивдель-Вижай), расположение команды, размещение в тёплом доме.
- Отдых (по желанию команды топится баня). Шеф-повар занят обустройством кухни, сервирует стол, занимается приготовлением горячего ужина на костре. Время подачи завтраков, ужинов и общего сбора команды к сервированному столу совпадает с предлагаемым временем в меню: 9:00 - завтрак, 14:00 - обед (либо походный ланч-перекус), 21:00 - ужин. Все без исключения участники путешествия должны соблюдать правило общего сбора к столу. При опоздании к застолью на завтрак и ужин участникам предстоит довольствоваться только холодными закусками и бутербродами.
- Горячий ужин по прибытию (согласно меню).
- Свободное время. Общение участников группы. Обсуждение планируемого маршрута. Вечерние индивидуальные дела. Спутниковая связь с цивилизацией. Участникам путешествия предоставляются спутниковые телефоны Thuraya, связь осуществляется при использовании собственных сим-карт, каждый участник экспедиции использует баланс только своей личной сим-карты. Клубные сим-карты используются только в экстренных случаях, а также при контрольных звонках, связанных с экстренными ситуациями и движением группы по маршруту.
- Ночь на базе "Вижай"
Услуги по размещению команды на базе "Вижай" и предоставлению бани являются услугами сторонних организаций и оплачиваются отдельно - исходя из предлагаемых на базе тарифов. Автомобили участников команды находятся на охраняемой парковке базы "Вижай" на протяжении всего времени проведения экспедиции.
СПРАВКА: Вижай — самый крайний посёлок на севере Свердловской области, до которого можно доехать на автомобилях. Дальше дорог нет - только направления и вездеходные технологические просеки. В 1930—1980 годах Вижай был населён главным образом сотрудниками ИвдельЛАГа. Посёлок Вижай находится на слиянии двух рек: Вижай и Лозьва, поселок построен в 20-30 годы ХХ века как колония-поселение. Из-за своего географического расположения поселок имел большое значение не только для туристов и путешественников, отправляющихся на север, но и для народа манси, представители которого использовали его как перевалочный пункт при поездках в больницу, в школу с детьми, в магазины на "большую землю" - в г. Ивдель. От посёлка Вижай начинаются маршруты до популярных туристических объектов: перевал Дятлова, Мань-Пупу-Нёр (плато мансийских каменных идолов), хребет Молебный Камень, хребет Чистоп и других. К 2010 году посёлок Вижай пришёл в запустение, население сократилось до 16 дворов. Манси - народ, составляющий коренное население Северного Урала. Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты). Самоназвание этого народа — мяньчи, маньси — означает «человек». В научной литературе манси объединяют с хантами под общим названием обских угров. Русские называли их югра (т.е. угры), а потом – вогулы, от названия реки Вогулки — левого притока Оби. Манси (манс. маньси; устаревшее - вогулы, вогуличи) - малочисленный народ в России, живущий, преимущественно, на территории Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. В Ушме и Тресколье, на Севере Урала, живут еще коренные манси, потомки первых манси - настоящие манси. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство, после обращения частично ассимилировались. На этническое формирование манси повлияли различные народы. Традиционные занятия - охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпина, Северной Сосьвы - оленеводство, которое заимствовано у хантов в XIII-XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI-XVII веках. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловят рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имеет сибирский кедр, с которого собирают огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготавливаются предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Распространены изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Используются гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были воинам манси и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающихся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий для предотвращения вымирания нации: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику, У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.
Общее расстояние движения по трассе от Екатеринбурга: 620км.
|
Все фотографии сделаны участниками путешествия при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
|
- 8:00 Подъём, утренние сборы.
- 9:00 Горячий завтрак (согласно меню). По желанию участников путешествия время завтрака может быть спланировано заблаговременно.
- Погрузка амуниции на транспортировочные сани, увязка вещей. Старт на снегоходах из поселка Вижай по направлению к мансийскому поселку Ушма. Пересечение рек Вижай, Тошемка, Ушма, Лозьва. В осеннее и весеннее время проведения путешествия (поздней зимой) существует вероятность пересечения на маршруте уже вскрывшихся горных рек. В этом случае опытные гиды-проводники, используя свои знания маршрута при проведении данного путешествия, указывают места для переправы снегоходной техники по открытой воде (вброд). Подобные ситуации не редки и в связи с подобными обстоятельствами в первый день передвижения путешествия предусмотрено преодоление не очень значительного расстояния.
- Нитка маршрута проходит по глухой таёжной вездеходной дороге. Передвижение осуществляется до туристической комфортной базы "Елес-Тур", расположенной на берегу мансийского озера. По пути на базу у озера Ушминского, располагающуюся относительно недалеко от пос. Ушма, команде предоставляется горячий обед, согласно меню. Для приготовления еды клубным подразделением питания используются ТОЛЬКО газовые горелки с запасом газа в безопасных газовых баллонах из композитных материалов. Костры для приготовления пищи разжигаются только в специально-созданных для этого условиях на территориях туристических баз. Предусмотрены краткие технологические остановки с целью отдыха и фото-сессий.
- Прибытие на туристическую базу "Елес-Тур", расположенную в живописном месте на берегу Ушминского озера. Расположение участников путешествия в теплых таёжных рубленых избах с инфраструктурой.
- В случае раннего прибытия на туристическую базу, для участников путешествия предусмотрена подлёдная рыбалка на озере Ушминском (Щучьем) на окуня и щуку, а также активное катание с использованием снегохода и буксировочного фала на горных лыжах и сноубордах, либо тюбинг по снежно-ледяной поверхности застывшего озера (по предварительному согласованию и желанию участников путешествия) или спортивная тренировочная стрельба по мишеням.
- 19:00 Праздничное застолье. Горячий изысканный ужин от Шеф-повара, согласно меню. Общение участников группы. Обсуждение планируемого маршрута. Возможна корректировка маршрутной нитки исходя из текущей погодной ситуации в горах. Русская баня на берёзовых дровах (по желанию).
- Ночь на базе "Елес-Тур".
СПРАВКА: Туристическая комфортная база "Елестур" находится на берегу таёжного глухого озера в очень труднодоступном районе Северного Урала. Озеро Ушминское (Елесинское, Елес-Тур), расположено в малонаселенной таежной части Ивдельского городского округа, в буквальном смысле на северной окраине Свердловской области. Вдоль берегов поселений нет; ближайший к озеру населённый пункт - поселок Ушма, в котором постоянно живут представители коренного народа - манси - расположен в 6 км западнее водоема. Озеро окружено живописным смешанным лесом. Труднодоступно. Любителям рыбалки есть возможность порыбачить на карася, щуку, окуня, чебака, язя. Озеро УШМИНСКОЕ находится в 6 км на восток от пос. Ушма. Площадь 1,3 км2. Озеро проточное, вытекает ручей Немстуральтъя (правый приток р. Большая Манья). Берега покрыты лесом и частично заболочены. С восточного берега открывается панорама хребта Чистоп. Турбаза «Елестур», расположенная на берегу озера Ушминское, является самой северной базой Свердловской области. До знаменитого перевала Дятлова от базы «Елестур» - порядка 60 км, а до горы Чистоп всего 30 км. Здесь, в комфортных условиях, можно отдохнуть и набраться сил перед радиальными утомительными выездами по маршруту. Турбаза построена партнёрами клуба в 2012 году. Располагает тремя отдельными превосходными уютными избами, баней, летней и зимней столовыми. Выстроена база с учетом комфортных условий для отдыха в лесу. Существующая инфраструктура: Этнические рубленые дома с русской печью, мансийскими лабазами, дровяниками. Удобства (во дворе), вода (из проруби), приготовление пищи на печи. Шикарная гостиная-столовая с большим обеденным столом. Электрическое освещение возможно при условии наличия исправного бензогенератора. По желанию команде предоставляется баня. Услуги по предоставлению базы "Елес-Тур" и бани являются платными услугами сторонних организаций и оплачиваются на месте дополнительно, исходя из существующих на туристической базе тарифов.
Дневной пробег: 65км.
|
Все фотографии сделаны участниками экспедиций при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
|
- 8:00 Подъём, утренние сборы.
- 9:00 Горячий завтрак (согласно меню). По желанию участников путешествия, время подачи блюд к завтраку может быть спланировано заранее.
- 9:30 Заправка и подготовка снегоходов к выезду. Выезд с туристической базы "Елес-Тур". В этот день предусмотрено посещение жилых таёжных поселений, в которых ещё живут коренные манси. На Крайнем Севере региона живут 70 лесных манси (всего их, по данным последней переписи, 280) в селениях Ушма, Хорпия, юрта Пакунова, Бахтиярова, Тресколье, Бурмантово и Пелыме - по десятку человек в каждом.
- В начале светового дня путешественники направляются в мансийский моно-национальный поселок Ушма, расположенный на самом севере Свердловской области, к лесным обитателям - манси. Поселок Ушма расположен в глухой горно-таежной местности на правом берегу р. Лозьва в устье ее правого притока р. Ушма. Здесь было первое в СССР поселение-колония, где проживали расконвоированные заключенные. В поселке работали лесопилка, бани, хлебопекарни, прачечная. Был разбит парк с детскими качелями и клумбами – невиданные удобства для ГУЛАГа. За всю историю поселения отсюда не было совершено ни одного побега. В настоящее время в этом месте возведён национальный поселок для местного населения – манси. Местные жители-манси очень гостеприиимны, некоторые семьи приглашают в избы с целью фото-сессий, изучения семейных альбомов, а также на чай с угощением. Общение с представителями малых народностей манси. Ушминские манси в основном из рода Анямовых. Мансийский поселок Ушма представляет собой около десятка жилых домов, стоящих вперемешку с покосившимися срубами и традиционные «избушки на курьих ножках» по обоим берегам Лозьвы. В Ушме нет заборов и огородов. Манси не занимаются сельским хозяйством, а живут исключительно за счет охоты. Глава посёлка Альбина Александровна Анямова. В своем скромном домике она принимает гостей. Мужчины, как правило, в зимнее время промышляют охотой и находятся в собственных охотугодьях, большей частью в посёлке присутствуют женщины и дети. Женщины манси занимаются выделкой шкур и изготовлением изделий, которые можно будет приобрести либо обменять на продукты и медикаменты. Основные изделия манси - это обувь: унты и бурки, корзины - туяски, одежду - малицу, камусовые охотничьи лыжи, а также и плотницкие изделия-фигурки из кедра, орешника и сосны.
- По окончанию пребывания в посёлке Ушма - выезд в следующий пункт по намеченному маршруту. Посещение мансийской глухой деревни - Тресколье. Путь на снегоходах проходит вверх по руслу реки Лозьва. При общем желании группы на маршруте после выезда из Ушмы, возможно посещение оставшихся строений от бывшей колонии заключенных ЗК (времен Ивдель-ЛАГа). Путешественники следуют по замерзшей реке Лозьве, останавливаясь на осмотр пещеры - грота "Кит", в которой, по рассказам манси, когда-то раньше жил снежный человек (йетти).
- Прибытие в мансийскую деревню Тресколье. (Манс. Трес-Кол-Я - каменный дом на берегу реки). Поселение Тресколье расположено в живописнейшем месте напротив хребта Тумп-Капай (большая гора, манс.). После недавних лесных пожаров большинство семей манси переселились в Ушму, но в Тресколье ещё остались несколько жилых домов. Здесь живут чистые манси, сохранившие свой род, свою кровь. Чистых манси, не полукровок, осталось очень мало, не более 50 человек. Здесь, в Тресколье, до сих пор нет электричества, связи, транспортных дорог. Весной, когда лёд на реке Лозьве начинает таять, деревня почти на два месяца остаётся без связи с внешним миром. В последнее время в мансийских семьях появилось больше детей: их десять из 36 жителей двух селений: Ушма и Тресколье. Старейшая жительница этих мест, Александра Васильевна Анямова – манси 1938 года рождения, вынянчила не меньше четырех поколений манси, она - основательница деревни Тресколье Ивдельского района Свердловской области, Северный Урал. Рядом протекает река Лозьва, Количество жителей деревни Тресколье в 2010 году было 25 человек, количество дворов – 7. Несовершеннолетних детей – 8. Полных семей с отцом и матерью – всего 1. Основное занятие трескольцев: охота, рыбная ловля, собирательство. Александра Васильевна Анямова (тётя Шура) – хранительница покровителя Тресколья. Руководит всеми обрядами деревни. В юрту Анямова вернулся ее сын Валерий Анямов. Он окончил Санкт-Петербургский институт кинематографии, жил в Ханты-Мансийске, а сейчас мечтает о создании на землях манси охотхозяйства. Сын тёти Шуры – Валерий Анямов – глава деревни Ушма. К избе Александры Васильевны Анямовой участники путешествия держат свой путь.
- Осмотр территорий поселения Тресколье (Керасколья). Поселения манси состоит из изб близких и дальних родственников. Постоянные избы отапливаются с помощью некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекут в особых печах, расположенных недалеко от дома. Продукты, хозяйственные принадлежности и выделанные шкуры и изделия из них манси держат в амбарчиках на высоких жердях, которые называются - сумьях, а святые и сакральные ценности, итермы и семейных божков-хранителей - в священном амбаре - ялпынг-сумьях. В деревне Тресколье участники снегоходного путешествия смогут своими глазами увидеть эти удивительные постройки, а также рубленые дома с двускатными крышами, печки для выпекания хлеба - нянь-кур, настоящие амбары на курьих ножках и священные ялпынг-сумьяхи, охраняя которые по всей деревне на деревьях висят медвежьи и лосиные черепа. А священные избушки охраняют покой деревни.
- Возвращение на базу "Елес-Тур", расположенную неподалёку от поселка Ушма. В случае раннего окончания маршрута - подготовка к рыбалке следующего дня - сверление лунок, постановка рыболовных жерлиц (на ночь) на крупную щуку, в светлое время суток существует возможность рыбалки на зимние спортивные снасти. По возвращению группы в расположение базы "Елес-тур", в вечернее время (для желающих) дополнительно предусмотрена подлёдная зимняя рыбалка на озере Ушминском. В озере водится большое количество разнообразной рыбы, в том числе крупный окунь и щука.
- Прибытие на туристическую базу. Расположение и общение участников группы. Спутниковая связь с цивилизацией. Участникам путешествия предоставляются спутниковые телефоны Thuraya, связь осуществляется при использовании собственных сим-карт, каждый участник экспедиции использует баланс только своей личной сим-карты. Клубные сим-карты используются только в экстренных случаях, а также при контрольных звонках, связанных с экстренными ситуациями и движением группы по маршруту.
- 19:00 Горячий ужин, согласно предлагаемому меню. Банька на берёзовых дровах (по желанию команды). Вечерние индивидуальные дела.
- Ночь на базе "Елес-Тур".
Услуги по предоставлению базы "Елес-Тур" и бани являются платными услугами сторонних организаций и оплачиваются на месте отдыха дополнительно, исходя из существующих на базе тарифов.
СПРАВКА: Средняя продолжительность жизни мужчин манси около 45 лет, женщин - 55 лет. В старину манси были воинственным народом. В XIV-XVI веках земли Перми Великой подвергались их систематическим набегам. Центром и основной базой этих походов было Пелымское княжество (крупное объединение манси на реке Пелым). Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне. Народы Манси и Ханты - родственные. Это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа и несколькими семьями, живущими на Северном Урале. Вплоть до конца восемнадцатого века манси не знали транспорта, кроме оленьих или собачьих упряжек, лошадей и лыж. Только с приходом за Урал советской власти, началось активное развитие северных народностей. Многие манси занялись выращиванием скота (лошади, овцы, коровы), земледелием и оленеводством. Посёлок обычно населяют несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище манси зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Основным жилищем был чум. Одежда у женщин-манси состоит из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины-манси носят штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища народа манси - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы манси не употребляют, считая, что они вызывают злых духов. Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах. Традиционным жилищем манси является деревянная изба, где семья проводила всю зиму. В летнее, осеннее и весеннее время манси уходят из своих постоянных домов в места промысла. Временные хижины собирались из жердей, накрытых берестой. У манси, живущих на юге и западе Зауралья постоянные (зимние) избы весьма походили на русские срубы. В северных районах зимние избы часто имели земляную или берестяную крышу. Излюбленной пищей манси было вяленое оленье мясо, рыба, запеченная на костре. Иногда рыбу и мясо жарили или сушили. Осенью употребляли в пищу лесные дары, за исключением грибов, которые считались непригодными в пищу. Медвежий праздник – один из немногих сохранившихся в наши дни пережитков старой веры народа. Медведь у народа манси всегда был особо почитаемым божественным существом, но он так же был и основным объектом охоты, дающим одежду и пропитание. У мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это не значит, что у манси не было поэзии и устного народного творчества. Они были — и передавались из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости — певцы и сказители. Это были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительского мастерства. Их ценили и почитали. Любители сказок приезжали к ним из далёких деревень, больших и малых, специально, чтобы послушать их. Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шёл своеобразный спектакль. События в мансийских сказках излагаются не как давно прошедшие, а как происходящие сегодня, сейчас, что позволяет присутствующим ощутить себя участниками или, по крайней мере, очевидцами действа. Основные жанры мансийского фольклора — это мифы, предания, героические песни, сказки, рассказы, медвежьи песни, лирические песни. Тематика сказок самая разнообразная, но в каждой из них отражена жизнь народа, вырабатываемая веками мудрость народа, воплощены его мечты и чаяния. Манси устраивали вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Надо же было как-то скоротать время в долгие зимние вечера! Издавна на исходе дня манси собирались вместе в определённом доме. В каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки из сухожилий оленя. Коптил найсан, и звучали сказки. Атмосфера на этих собраниях была очень тёплой и непринуждённой. На таких посиделках обязательно присутствовали дети. Они никогда не мешали матерям, не плакали, не прыгали и не кричали, а усаживались как можно ближе ко взрослым и попадали в прекрасный мир сказок. Было принято рассказывать сначала детские сказки, затем сказки для взрослых. Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой - не будет на ней волос. А волосы у манси считались священным даром. И люди всерьёз верили таким, казалось бы, невероятным запретам и ограничениям. Сказки любили все, поэтому всячески старались побудить кого-либо рассказывать их. У манси, например, существовал такой обычай: тот, кто съест заячью голову, должен рассказать семь сказок. (Манси подметили: заяц так заворожённо смотрит на ледоход — словно сказки слушает.) Зимой зайцев ловили много. Когда сварится заячье мясо, приглашали знатоков сказок и клали перед одним из них «почётный» кусок — голову зайца. Этот обычай особенно любили подростки. На ужин из добытого ими зайца приглашали уважаемых в деревне дедов и бабушек, которые по старости не могли добывать зайцев сами. Слух о том, кто сегодня начнёт рассказывать сказки, быстро расходился по деревне, и к вечеру желающие слушать быстро заполняли дом. Исполнителем иногда бывал приезжий, гость из другой деревни. Вечера зимой длинные, и, если уставал один сказатель, подключался другой. Иногда пересказать сказку просили подростков. Так выявляли будущих сказителей. Детские сказки обычно рассказывали женщины-матери или старые бабушки. Мансийские детские сказки существенно отличаются от сказок для взрослых. Язык их ясен, чёток, предложения короткие, простые. В них, в отличие от сказок для взрослых, чаще используется диалог. Окружающий мир предстаёт в детских сказках реальным, без элементов фантастики. Манси считали, что не следует вводить детей в заблуждение. Они должны познавать жизнь такой, какова она есть. Мораль в мансийских сказках не навязывается слушателю, он сам должен сделать соответствующие выводы, но сказитель интонацией или находящийся рядом взрослый какой-либо репликой может помочь ребёнку оценить поведение того или иного персонажа. В мансийских сказках, в том числе и детских, силы зла очень страшны, но в конечном итоге оно обязательно наказывается и побеждается человеком. В противном случае зло может размножиться и широко распространиться. Мансийские «страшные» сказки — это одно из средств воспитания в ребёнке мужества, обучения его стойкости в борьбе со злом на жизненном пути. Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Современные манси – в подавляющем большинстве городские жители или жители сел, утратившие многие черты своей национальной культуры, а также язык: в 1989 г. только 36,7% манси считали родным мансийский язык. В Ханты-Мансийском автономном округе, территории своего наиболее компактного расселения, они вместе с хантами, ненцами и селькупами составляли в 1989 г. всего 1,6% к общему числу населения округа. Среди интеллигенции манси, жителей таежных селений, где еще можно заниматься традиционным хозяйством, в последние 5 - 7 лет сильны настроения возрождать свою культуру и язык. Однако на пути этого возрождения стоит много препятствий - малая численность народа, его дисперсное расселение, большой процент городского и сельского населения, оторванного от традиционного хозяйства и образа жизни, быстрые темпы промышленного освоения края, отсутствие финансовых средств.
Протяженность снегоходной части дневного маршрута в пути: 40-50 км.
|
Все фотографии сделаны участниками путешествия при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
|
- 7:00 Ранний подъём, утренние сборы. Вторая составляющая часть этого путешествия - речная рыбалка. Всё светлое время суток необходимо оптимально использовать в целях эффективного поиска рыбы в зимовальных ямах на реках для достижения максимального результата рыбалки, отдыха и результативности ловли рыбы.
- 8:00 Горячий завтрак (согласно меню). По желанию участников путешествия, время завтрака может быть спланировано заблаговременно.
- Заправка снегоходов, увязка вещей, выезд (с личными вещами) с туристической базы "Елес-Тур" в сторону деревни Ушма. Продвижение группы вниз по руслу реки Лозьва. Поиск мест, перспективных для подледной рыбалки. Подготовка к ловле на спортивные снасти. Сверление лунок, проверка глубин, изучение рельефа дна и ихтиофауны места рыбалки с помощью эхолотов и подводных видеокамер. В случае предварительной подготовки (постановки жерлиц в предыдущий день, накануне рыбалки) - проверка ночных жерлиц.
- Посещение подземной ледяной пещеры, находящейся на берегу горной реки Лозьвы. Пещера доступна только в зимнее время, поскольку находится в скальном выходе в недоступном летом участке скального отрога на берегу реки. Пещера не имеет названия, поскольку не известна и не зарегистрирована в спелеологическом реестре России. Пещера внутри имеет узкий лаз, ведущий вглубь огромной скалы.
- После посещения пещеры, в течение дня, предусмотрена спортивная рыбалка на зимние удочки в процессе размеренного движения вниз по руслу реки. Рыбалка производится только на разрешённые снасти (зимние удочки, зимние спиннинги для отвесного блеснения, жерлицы с живой наживкой). Более эффективным способом поймать щуку в зимнее время, является ловля на живца. Такой способ ловли популярен среди опытных рыбаков. Правило рыбалки одно: приманка должна быть всегда свежей. Для участников путешествия предоставляются прочные снасти для ловли щуки, хариуса и тайменя. Хватка у северной хищной рыбы очень сильная, поэтому к предварительному выбору снастей рыбакам необходимо подходить со всей серьёзностью и готовится к рыбалке основательно. В качестве приманки (насадки) может служить маленькая рыбешка, которую насаживают на крючок. Термоконтейнер с живым мальком для рыбаков предоставляется на всём протяжении рыбалки. Желательно чтобы приманка не превышала 9 см. Щука и таймень берут приманку очень стремительно и резко. Подсечка рыбы должна быть своевременной, энергичной и быстрой, после чего необходимо сильно потрудиться, чтобы вытащить рыбу. Эффективным способом ловли щуки и тайменя на северных реках, является применение жерлиц. Данный способ подразумевает использование живцовых снастей (в качестве живца, применяется маленькая рыбка). Как только появился сигнал о поклевке, нужно быстро подсечь хищника и стремительно тащить леску. Ни в коем случае нельзя ослаблять леску, поскольку хищник может сорваться.
- Рыбалка на спортивные снасти осуществляется в перспективных для ловли местах, с остановками основной группы, по мере передвижения вниз по реке. Размеренное движение на снегоходах вниз по руслу реки Лозьва контролирует проводник, движение осуществляется только вблизи берегов реки, путешественники соблюдают безопасность и следуют указаниям гида-проводника. Проводник на собственном снегоходе движется впереди колонны и исследует поверхность ледяного покрова реки на предмет трещин и промоин. В целях безопасности, движение снегоходов участников путешествия, осуществляется строго по следу проводника.
- В процессе передвижения снегоходчиков по реке, на стоянках в дневное время, предоставляется предварительно приготовленный шеф-поваром горячий обед, расфасованный в индивидуальную термоустойчивую посуду. При общем желании группы возможна обеденная стоянка с разведением костра для обогрева участников путешествия. При существующей возможности (снежный покров и температура воздуха) возможно посещение озера Елесинское (Маньинское) и рыбалка на озере на трофейного окуня и щуку (на спортивные снасти).
- 19:00. По окончанию светлого времени суток - прибытие путешественников в место окончания путешествия - в расположение туристической базы "Вижай"
- Общий сбор участников группы в комфортной гостиной за праздничный стол. Горячий ужин, согласно предлагаемому меню. Шеф-повар клуба угощает фирменными блюдами и специалитетами, способными удивить даже самого требовательного гурмана. Русская баня на берёзовых дровах (по желанию команды).
Ночь на базе "Вижай".
Услуги по предоставлению базы "Вижай" и бани являются платными услугами сторонних организаций и оплачиваются на месте.
СПРАВКА: Зимняя рыбалка в России поистине явление масштабное. Северный Урал - территория с большим количеством рек и озер. В этом регионе есть свои особенности и свои красивейшие реки и водоемы, на которых можно порыбачить. Зимняя рыбалка в стоячей воде и по течению отличается друг от друга. Зимняя рыбалка - это увлечение, которое не может обойти стороной ни один уважающий себя рыбак. Зимняя рыбалка - это не просто увлекательная подледная рыбалка, это снятие стресса, восстановления нервной системы человека и великолепный отдых на природе. Трудно себе представить рыбака, который не побывал на зимней рыбалке и не знает ее прелестей и особенностей. Чистые и богатые рыбой реки и водоемы Северного Урала предлагают вам поистине неограниченные возможности для зимней рыбалки. Именно многообразие объектов рыбной ловли и является самой привлекательной стороной рыболовных путешествий на Северный Урал, Приполярный и Полярный Урал. На реках Северного Урала существует возможность зимней рыбалки в период с середины ноября по начало апреля. Зимой на рыбалке в предлагаемых для маршрута местах довольно высокий шанс поимки трофейных особей (особо крупных экземпляров). Для путешественников, решивших забраться в самые дебри Северного Урала, в непроходимой тайге - наличие туристической базы, подходящей для комфортного размещения. Активнее всего в холодное время года ловится щука, окунь, таймень, хариус и налим. Для подлёдной рыбалки рекомендуется использовать зимние удочки, оснащенные вертикальной блесной, а также применять донные удочки или зимние жерлицы, снабженные мелкой живой рыбешкой. Зимняя ловля щуки и тайменя – это особый процесс рыбалки с точки зрения рыбаков. Любителей зимней ловли щуки, с каждым годом становиться все больше, поскольку большой улов, можно назвать превосходным способом проведения досуга. Но для того чтобы поймать со льда много рыбы, необходимо знать основные правила ловли рыбы для данного сезона, а также некоторые особенности в ее поведении. Зимняя рыбалка не менее увлекательна, чем летняя. Лед позволяет удить практически в любом понравившемся месте. Хотя, не попробовав трудно оценить всю прелесть зимней рыбалки. Зимняя рыбалка в глухих местах вне цивилизации - это отличное средство отвлечься от городской суеты и прекрасное лекарство от стрессов. Подледная рыбалка на реке значительно отличается от рыбалки на стоячих водоемах, и главным критерием удачной ловли становится нестандартное мышление. На течении, как показывает практика, вероятность поклевки крупной рыбы – щуки, тайменя, налима и хариуса – выше, чем в стоячей воде. Рыба небольшим размером на реке попадётся реже. При зимней рыбалке на водоемах с течением нужно обязательно выполнять два правила: кормящейся рыбе приманку нужно правильно подать прямо в поле её зрения, желательно «под нос», а затем провоцировать эту рыбу на поклевку. С целью более эффективного поиска рыбы, клубом приобретено соответствующее оборудование: эхолоты, подводные видеокамеры, выносные мониторы наружного наблюдения и прочие электронные приборы для поиска рыбы. Зимняя рыбалка на северных реках, как правило, осуществляется отвесным блеснением со льда, либо ловлей на живую приманку. Рекомендованные снасти для поимки щуки – не только зимние удочки с наживками, но и жерлицы с живым мальком в качестве приманки. Щука и таймень стоят в ямах, на фарватере, в коряжнике, а порой выходит и на плёсы реки, поэтому на реке можно найти крупного хищника не только по затонам, но и на течении. Любителей крупной рыбы здесь ждут большие ямы до 10-ти метров и карши (затопленные деревья) – излюбленные места кормления и зимовки трофейной щуки и тайменя. Погодные условия могут оказывать влияние на улов. Активность щуки, хариуса и тайменя во многом зависит от температуры воды в водоеме. К середине зимы, когда лед уже полостью встал и на реках и на озёрах, активность рыбы начинает снижаться. И только опытные рыбаки, применяя свои навыки, могут сохранить количество улова. С появлением первого льда щука ведет себя максимально активно. Правильно подобрав приманку и место ловли, можно получить массу удовольствий от борьбы с этим хищником и вернуться с хорошим уловом. Отличным местом ловли щуки, хариуса и тайменя, можно считать глубокие зимовальные ямы-омуты под скалами, затоны, узкие русла, ведущие в большой залив. В таких местах щука может, как выходить на охоту, так и нереститься. Очень часто щука выходит на мелководье, чтобы поохотиться на мелкую рыбешку. Зная особенности таких мест, в которых может находиться щука, вы во много раз повышаете свои шансы, уйти с рыбалки с хорошим уловом. К середине зимы, с наступлением сильных морозов, щука начинает вести себя менее активно. Рыба уходит на более глубокие места, и поймать ее становиться намного сложнее. С наступлением оттепелей, активность щуки снова оживляется. Как только на льду начинают появляться маленькие лужицы – самое время идти на рыбалку. Необходимо помнить, что щуку привлекает маленькая рыба, поэтому в местах ее большого скопления, и стоит ожидать появление хищника. Ближе к весне рыба становится все более активной. К концу зимы, истощив свои жировые запасы, хищная рыба хватает практически любую приманку, поэтому у рыбаков, данное время года считается наилучшим для ловли хищника. Щука и таймень очень хорошо различают фигуры, которые находятся надо льдом, поэтому безветренный и пасмурный день – является наиболее подходящим для ловли. Но если день, на который приходится рыбалка, солнечный, то в данном случае, необходимо будет немного припорошить лунку снегом.
Расстояние по реке Лозьва от пос. Ушма до пос. Вижай - 40 км. Общее расстояние дневного пробега снегоходов до базы "Вижай": 50 км.
|
Все фотографии сделаны участниками экспедиций при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба.На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
|
- 8:00 Подъём, утренние сборы.
- 9:00 Горячий завтрак (согласно меню).
- Выезд с базы "Вижай". Разъезд участников экспедиции.
- По общему согласованию с группой, для рыбалки и посещения верхнего течения священной мансийской реки Ялпынг-Я с целью рыбалки на тайменя и хариуса, фотосессий и продолжения активного отдыха в диких краях, а также посещения достопримечательности "Арка "Золотые ворота Вижая", группа может остановиться на еще один, дополнительный день в расположении туристической базы "Вижай". В этом случае сроки проведения путешествия увеличиваются.
Услуги по размещению команды на базе "Вижай" и предоставлению бани оплачиваются отдельно - исходя из предлагаемых на базе тарифов. |
Все фотографии сделаны участниками экспедиций при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
Бюджеты вариантов путешествия зависят от комбинирования различных услуг, предоставляемых клубом и сторонними организациями. При существующей необходимости участникам экспедиции предоставляется трансфер: Комфортабельный автотранспорт доставит команду по маршруту: Екатеринбург - Ивдель - Вижай - Екатеринбург.
Посмотреть текущий график снегоходных путешествий
В целях регулирования общей стоимости тура предусмотрены несколько вариантов проведения экспедиции в зависимости от потребностей и возможностей участников команды:
1. Основной ЭЛИТ-ВАРИАНТ" предполагает включение в стоимость организации путешествия услуг двух квалифицированных специалистов: гида-проводника (он же механик) и профессионального шеф-повара. Клубное оборудование (gps-навигаторы, спутниковые телефоны, термо-сумки, армейские бидоны, туристическое снаряжение, рыболовные принадлежности, прочие кухонные принадлежности), предоставляется участникам путешествия на безвозмездной основе (бесплатно). Участники путешествия пользуются (арендуют у клуба) клубными снегоходами, соответственно с установленными тарифами клуба, ночуют в комфортных условиях туристических баз - объектов с существующей инфраструктурой. Для путешественников шеф-поваром разработано соответствующее меню, рацион питания при котором предполагает горячие завтраки, горячие обеды, вкуснейшие горячие ужины. Каждый вечер, после утомительных радиальных выездов, участники снегоходного путешествия отогреваются в предварительно натопленных банях, ночью отдыхают в тёплых таёжных избах, не задумываясь о деталях передвижения по маршруту. План передвижения группы разработан таким образом, что участники за 3 дня, проведённых вне цивилизации, успевают посетить мансийские поселения, а также порыбачить на диких реках Северного Урала. Это наиболее комфортный вариант проведения путешествия.
2. Более оптимальным в ценовом диапазоне является "СТАНДАРТ-ВАРИАНТ" путешествия, при котором также как при "элит-варианте", предусмотрено использование клубного оборудования, предоставляются услуги только одного проводника (шеф-повара по совместительству). Участники ночуют в тёплых комфортных условиях на туристических таёжных базах, но питаются согласно специально разработанному, более экономному меню. Группа возвращается в цивилизацию через три дня после начала движения по маршруту.
3. Для тех, кто желает сэкономить, но при этом всё же активно отдохнуть в условиях дикой природы Северного Урала, гидами-проводниками клуба предусмотрен "ЭКОНОМ-ВАРИАНТ", который не включают в себя предоставление услуг профессионального шеф-повара из штата клубного подразделения питания. Команду сопровождает лишь квалифицированный специалист гид-проводник (механик). Питание участников группы при данном варианте формируется из обычных продуктов используемых туристами в походах и экспедициях (рожки, крупы (рис, геркулес, гречка), тушенка, рыбные консервы (шпроты, сардины, сайра), сгущенка, пельмени, курица, полукопченная колбаса местного производства, соленное сало, хлеб, сухари, чай, сахар, печенье) и не предусматривает наличие дорогостоящих продуктов. Участники путешествия ночуют в тёплых комфортных условиях, но без излишеств - бань, закупают продукты и занимаются приготовлением пищи самостоятельно.
В случае если у участников путешествия имеются собственные снегоходы - квалифицированные гиды-проводники клуба "Дикий Север" готовы предоставить свои услуги по сопровождению группы на маршруте, а также включить в состав группы путешественников профессиональных специалистов. В процессе путешествия Шеф-повар приготовит изысканные блюда и устроит в течение передвижения команды настоящий этнический праздник-трапезу, а профессиональный продюсер - видеооператор выполнит качественную фото и видеосъёмку вашего путешествия и создаст эксклюзивный видеофильм, превратив тем самым пройденный Вами маршрут в историческое событие - легендарное незабываемое путешествие с клубом "Дикий Север".
Поделитесь